Цены Каталог Магазины Производители Охотхозяйства Таксидермия Клубы и Тиры Статьи Частные объявления

Всероссийский справочник цен на оружие

Введите поисковый запрос. Например, "Карабин тигр"

Тактическое снаряжение Стич Профи

Феномен в современном искусстве

Дата: 27.10.2010

Вся история существования человечества неразрывно связана с созданием оружия как максимально эффективного поражающего фактора, надежного аргумента в разрешении конфликта с противником. От поколения к поколению, из века в век оружие совершенствовалось технически, и открыло в XX веке возможности для осуществления тотальных войн. Наряду с этим и в сознании подавляющего большинства людей сложился негативный стереотип восприятия оружия как чего-то абстрактного, несущего опасность, таящего угрозу жизни. При этом, зачастую, отдельные личности высказывают свои пацифистические взгляды, обобщенно адресуя их именно в сторону оружия, а не в сторону людей, его применяющих. На наш взгляд нельзя так уравнительно относиться ко всем видам вооружения – это лишь подчеркивает то, что человек не знает сути проблемы, и подходит к теме огульно, так сказать «с наскока», игнорируя огромный исторический материал, равно как невозможным представляется исключение оружия вообще из человеческой деятельности – регресс окажется неизбежным. На сегодняшний день в мире существует огромное количество направлений разработки видов вооружений, как гласных, так и засекреченных, однако в данной статье речь пойдет о совершенно уникальном виде оружия – современном авторском художественном холодном оружии России. Это направление является определенным феноменом современности, поскольку именно в нем оказалось возможным осуществить рассмотрение оружия не с точки зрения средства для поражения цели, а с позиций искусствоведения, художественной эстетики.

Создание авторского художественного холодного оружия в современном искусстве является одним из самых значимых и, пожалуй, наиболее стремительно развивающимся направлением. С каждым годом увеличивается количество художников, обращающихся к этой теме, постоянно расширяются географические региональные границы оружейного дела, все больше появляется оригинальных новаторских решений в работах мастеров. Современное оружейное искусство России это не столько дань историческим традициям мастеров-клиночников прошлых веков из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Тулы и Златоуста, сколько стремление воплотить художественный образ в изделиях, казалось бы, безвозвратно ушедших в прошлое, раскрыть новую идею в уже устоявшейся, канонической форме клинков. За три последних десятилетия, в которых происходило возрождение холодного оружия как ремесла, и становление как вида искусства, было накоплено значительное количество оригинальных, разноплановых авторских работ, что позволяет нам на сегодняшний день говорить о новом, уже состоявшемся явлении в социокультурной жизни общества. Однако, наряду с достижениями практиков, теоретическая основа современного художественного оружия остается слабо разработанной, о чем свидетельствует ряд нерешенных проблем, касающихся как государственного законодательства, так и общего морально эстетического восприятия оружия. Отсутствует развернутый критический анализ тенденций и особенностей формообразования авторских работ, предпочтений в технических приемах мастеров из разных регионов России. Не только в среде искусствоведов и оружиеведов, но и среди самих художников-оружейников не выработано единого мнения о статусном положении авторского художественного холодного оружия в современном искусстве. Остается открытым вопрос, к чему его относить – к дизайну, декоративно-прикладному творчеству, или же это абсолютно самостоятельный вид искусства.

Очевидная необходимость систематизации накопленного материала побудила меня еще в 2006 году поступить в аспирантуру Уральской архитектурно-художественной академии с целью написать и защитить диссертацию на тему «Тенденции формообразования современного художественного холодного оружия России». На данный момент времени диссертационный материал подготовлен в полном объеме, и ожидает своей очереди к защите, поэтому, в рамках данной статьи, почту за честь поделиться с широким кругом читателей некоторыми своими умозаключениями по заявленной теме. Изначально следует оговориться, что, скорее всего, некоторые мои тезисы о художественном холодном оружии могут вызвать неоднозначную оценку, подвергнуться критике. Однако, критика, если она обоснована и аргументирована, есть вещь сугубо положительная, поскольку она позволяет еще глубже разобраться в том или ином вопросе. В своей работе я старался не делать особого упора на какой-либо конкретный регион, но попытался проанализировать ситуацию по России в целом, опираясь как на индивидуальные работы художников-оружейников, либо выполненные в соавторстве, так и представленные частными мастерскими, производственными фирмами. Следует обозначить и некоторые принципиальные границы моего исследования, во избежание недопонимания. Мной рассматриваются только образцы короткоклинкового холодного оружия, что определяет типологический аспект, исследуется изделия, представляющее, в той или иной степени, художественную ценность, не затрагиваются утилитарные предметы бытового назначения, целевые образцы кустарного изготовления, и крупносерийное стандартизированное холодное оружие. Я исследовал только Российское холодное оружие, намеренно обходя вниманием изделия западных мастеров-дизайнеров. И вот почему: во-первых – накопленного за последние десятилетия отечественного материала оказалось более чем достаточно, его даже невозможно охватить целиком в рамках диссертации, а во-вторых – изделия западных (в особенности американских оружейников) если и можно отнести к художественному оружию, то с большой натяжкой. Да, это авторское оружие – конкретный автор имеется, но… дизайнер – он создает дизайн ножа. В большинстве своем их изделия создаются как будто бы для комиксов, я их так и называю – «комиксное оружие». Это даже не вполне стиль «фэнтези», который все-таки привязывается к исторической основе, выдуманное американцами оружие, за внешней эффектностью, зачастую не эргономично, не функционально, опасно более для владельца, нежели для противника, а потому неправдиво, фальшиво и нереально. Оно неискренне, не имеет души (так и хочется воскликнуть как Станиславский – «Не верю. Не верю!»). Ну вот, раскритиковал, разнес. Да нет, не то чтобы на западе оружие делать не умеют, напротив, у них прекрасные по форме и по качеству утилитарные серийные ножи, но… серийные! А это уже не совсем наша тема.

Подразделы этой статьи тематически соответствуют параграфам диссертации, а их заглавия даются мной в сжатом, интерпретированном виде.

I. 1. Обращение к истории.

Будучи человеком, увлекающимся изучением истории Российского государства, я не мог обойтись без нее и в таком наиболее подверженном исторически сложившимся традициям деле, как создание клинкового оружия.

К концу XIX века окончательно сложились основные традиции оформления холодного оружия, а типология клинков перестала претерпевать сколько-нибудь серьезные метаморфозы. Для более полного раскрытия темы диссертации, оказалось необходимым проследить определенные исторические этапы изготовления клинкового оружия в России, проанализировать пути творческого поиска оформления изделий мастерами-оружейниками, что позволило выявить меру и степень влияния традиций на искусство современного авторского художественного холодного оружия в различные периоды его становления.

Уникальность российского исторического оружия заключается в том, что оно несет в себе геометрическую строгость форм европейского, изящно тонкую, кружевную орнаментику азиатского оружия, и в то же время обладает уникальной пластикой, характерной для всего русского искусства. Необходимо отметить, что как для мастеров-оружейников, так и для потребителей, заказчиков оружейная функциональность имела превалирующее значение. Утилитарные характеристики клинка, его режущие или проникающие свойства, прочность конструкции, эргономичность, удобство хвата рукояти, легкость извлечения из ножен диктовали непосредственные условия для его последующей отделки и художественного оформления. Изделия оружейников XIX века, насколько бы виртуозно они не были оформлены различными техниками и ювелирными приемами, являются, в первую очередь, предметами строго утилитарного назначения. В них превалирует функция именно холодного оружия – наносить поражающие удары с помощью мускульной силы. Поэтому к историческим клинкам правильнее всего применять термин «художественно украшенное оружие», отсюда и закономерное отнесение их к прикладному искусству – декор оказывается приложением, дополнением к основной функции.

В течение XIX века, прекрасно оформленные клинки изготовлялись на Златоустовском оружейном заводе, в Туле, частных мастерских Москвы и Петербурга, оружейниками Ижевского и Сестрорецкого заводов, в Нижнем Новгороде, Ярославле. Следует отметить, что во многих регионах существовали свои собственные предпочтения в техниках и использовании исходных материалов. Так одним из характерных приемов московских мастеров была инкрустация костью и перламутром, Нижний Новгород отличает объемная резьба по кости, особенными уникальными техниками тульских оружейников можно считать доведенную до совершенства таушировку (насечку золотом и серебром), а также применение эффекта алмазной грани (техника «диамант»). Златоуст же прославился на весь мир полихромной гравюрой на полотне клинка, выполненной методом травления, с последующим золочением фона или орнаментального рисунка, а в период деятельности на заводе П. П. Аносова характерным становится применение в рукоятях клинков цветных уральских поделочных камней.

Изготовление именно художественно оформленных, а не чисто утилитарных клинков имело далеко не массовый, а, скорее, эксклюзивный характер. Клинки изготовлялись по индивидуальному заказу, или же по творческой инициативе самих авторов (гораздо реже), и имели, как правило, функциональное назначение парадного, наградного, охотничьего оружия. Многие мастера-оружейники со второй половины XIX века работали «на дому», в кустарном порядке, как, например, тульский мастер Егор Самсонов, клинки которого заслужили самую высокую оценку Императорского общества охоты. К сожалению большинства имен мастеров, не связанных с заводским производством, равно как и многих их изделий, история не сохранила до наших дней, зачастую, о том, что таковые существовали можно судить только по свидетельствам их современников.

Русские мастера-оружейники прошлых веков, возможно не имея никаких представлений о законах композиции, цветовых взаимодействиях, доминанте произведения, и так далее, и, руководствуясь, в большей степени, собственной интуицией, творческим чутьем, умели создавать уникальные авторские работы. Многие наработанные ими технические приемы нашли применение, и получили развитие в творчестве мастеров последующих поколений, равно как общая лаконичность изделия, отсутствие излишних деталей в оформлении, на века вперед стали основными определяющими для всего русского оружейного искусства.

I. 2. Русское «Возрождение» клинка.

Современное российское искусство художественного оружия, начало свое становление в конце 80 – 90-х годов XX века. Оно зародилось не в среде профессионалов-оружейников, а среди людей самых разных специальностей – художников, кузнецов, ювелиров, граверов, коллекционеров. Естественно, что за долгие годы, пока художественное холодное оружие не было востребовано, оказались забытыми многие технические и выразительные приемы, поэтому, прежде чем создавать уникальное авторское оружие, художникам оказалось необходимым подражать определенным историческим образцам. Именно поэтому на начальном этапе современного авторского холодного оружия, превалирующей стала традиционная форма клинков, характерная для классического русского оружия. Типологический ряд на отрезке времени с 80 – по 90 годы, как правило, ограничивался охотничьим короткоклинковым оружием, ножами, кинжалами, реже, парадными кортиками. Это направление оказалось преобладающим вплоть до конца 90-х годов, да и сегодня очень многие мастера склонны работать исключительно в рамках сложившихся традиций, интерпретируя лишь отдельные детали, элементы произведения, мотивы орнаментики. Конечно, нельзя недооценивать значение исторической реконструкции, ведь она дает достаточно полное и исчерпывающее представление о принципах и законах изготовления и оформления холодного оружия, но, тем не менее, при таком подходе художник слишком сильно зависит от традиций.

Новаторские решения оказываются необходимыми для дальнейшего развития искусства, несмотря на определенную «консервативность» такого его вида как оружие. Причем новаторство на самом деле позволяет достаточно гибко относиться к традиции, выступая как противопоставление ей, и имея возможность при этом, отрицая одну, породить другую традицию. Примерно с середины 90-х годов в творчестве российских оружейников определяется стремление, не выходя далеко за рамки традиций, работать со всем внешним обликом изделия, корректируя по своему усмотрению его форму, и воплощая наиболее интересные художественные образы, смысл и значение которых будет лишь подчеркиваться отдельными элементами произведения. В таких работах впервые намечается тенденция к равнозначности утилитарного назначения оружия и его художественного решения.

Отдельные художники с конца 90-х годов XX века ведут свой творческий поиск в несколько ином направлении. Они как бы намеренно отрешаются от типологических традиций оружия, проводя эксперименты в области художественно выразительных средств. На этом этапе, пожалуй, впервые начинает намечаться тенденция стремления к ювелирности оружейных изделий, причем пока еще несущая чисто экспериментальный характер. Но, тем не менее, невозможно полностью освободиться от влияния традиций, даже если художник новой эпохи полностью отрицает их, то все равно его произведение может раскрывать традиционную тему или сюжет, даже обладая при этом необычной, новаторской формой.

Характерной чертой в клинковом оружии с середины 90-х годов становится постоянное расширение типологического ряда изделий. Все больший интерес для художников при воплощении их творческих замыслов начинает представлять оружие европейского, восточного типов – стилеты, даги, кавказские кинжалы, бебуты. Изготавливаются и оформляются даже образцы длинноклинкового оружия – шашки, сабли, палаши, шпаги, мечи. Некоторые авторы даже «рискуют» взяться за изготовление оружия «фантазийного» плана.

Среди мастеров и художников самых разных профилей, оказавшихся у истоков создания современного искусства авторского холодного оружия, необходимо назвать несколько фамилий основоположников, поскольку их творческая и административная деятельность во многом предопределила дальнейшие тенденции развития оружейного творчества. Во многом заслуга по объединению мастеров-одиночек в, знаменитую теперь, московскую Гильдию, «Русские Палаты» и организация первых оружейных выставок принадлежит Олегу Бобкову. Одновременно с ним начинали работать московские, тульские, владимирские оружейники – Леонид Архангельский, Геннадий Соколов, Валентин Тимофеев, Сергей Данилин, Андрей Корешков, Александр Курбатов, Михаил Жерядин, и другие. В этот период времени была основана в Санкт-Петербурге галерея «Русский клинок», где главным художником стал Анатолий Богачев, начальный этап творческой деятельности которого, и становление именно как художника проходили в Златоусте. В самом Златоусте были основаны мастерские «Лик», «Практика», «Формула», работали известные продолжатели гравюры на стали – Олег Аверкин, Александр и Нина Лохтачевы.

I. 3. Взаимодействие утилитарного назначения и художественно-пластического решения.

В 90-е годы XX века для более точного определения произведений современных мастеров-оружейников вводится термин «авторское» холодное оружие, предложенный Аленой Левашовой и Олегом Бобковым. Обусловлено введение этого термина очевидной необходимостью искусствоведческого разделения на оружие историческое и современное клинковое, которое может заимствовать от функциональных исторических образцов их общую форму, но, при этом, иметь иное уникальное содержание. Намечается тенденция к отнесению холодного оружия к виду искусства, а не к предметам утилитарно-функционального назначения. Об этом может свидетельствовать такой факт, как то, что, в отличие от большинства исторических образцов оружия, часто не имеющих конкретного авторства, или оно только предполагается, автор каждого современного клинка хорошо известен, и принадлежность ему данного произведения выносится на первый план. У оружейного изделия, как и у любого другого произведения искусства, появляется конкретное название, определяющее непосредственно творческий замысел автора – что для исторических образцов украшенного холодного оружия очень большая редкость.

Особенностью современного российского художественного холодного оружия становится стремление к презентабельности подачи. Теперь оружие все чаще оказывается частью интерьера, акцентирующей его, превращается в настольную многофункциональную композицию, или ювелирное украшение, может выражать личное кредо владельца. Однако при этом утилитарно-функциональное назначение клинка не теряется (оно может лишь быть «завуалированным»), а отходит на второй план, уступая место оригинальности творческого замысла художника. Отличительной чертой современного российского художественного холодного оружия является и то, что мастера-оружейники не останавливают свое внимание только на каком-то одном конкретном типе клинка, а используют все многообразие типологического ряда в полной мере, максимально раскрывая тот или иной образ. Авторское холодное оружие довольно часто в наши дни вообще не имеет конкретных исторических прототипов, либо форма их видоизменяется практически до неузнаваемости.

Холодное оружие по своему назначению должно быть функциональным, либо, в крайнем случае, предполагающим утилитарное использование. Функциональность – это одно из требований, предъявляемых к дизайну, а так же и к различным видам прикладного творчества. Следующий важный аспект художественного оружия, как и оружия вообще, это эргономичность рукояти, гарды, ее элементов и навершия. Однако и в этом случае, как показывает практика, в изделиях, имеющих сувенирное назначение или ювелирную смысловую нагрузку, рукоять может существенно видоизменяться. Эргономичность – это тоже одно из требований, предъявляемых к объектам дизайна. Обратим внимание и на лаконичность выражения концепции, тенденции к чему весьма ощутимы в современном российском оружейном деле (это, кстати, один из основных принципов в работах такого художника как Геннадий Соколов).

Образцам авторского клинкового оружия свойственна такая важная черта декоративно-прикладного искусства как преимущественное использование ручного труда, как правило, полностью уникальная ручная работа. Даже в тех случаях, когда над одним изделием работает группа мастеров – кузнец, художник, слесарь, гравер, литейщик, и так далее, осуществляющих процесс создания объекта пооперационно, нельзя сравнивать эту деятельность с конвейером, который отвечает промышленному производству. Принципиальным моментом здесь становится то, что оружие, являясь авторской работой, за период своего создания может видоизменяться художником в зависимости от необходимости, и процесс творчества будет идти постоянно, вплоть до завершения изделия. Запущенная же в серию спроектированная дизайнерская разработка не может измениться до момента выхода с конвейера.

Помимо свойств декоративно-прикладного творчества, холодное оружие как современное, так, впрочем, и историческое вобрало в себя и некоторые элементы других видов искусств. Не существует какой-либо ювелирной техники, или приема, которых бы не испробовало на себе холодное оружие, включая и огранку полудрагоценных и драгоценных камней, что можно легко проследить по имеющимся музейным экспонатам, и современным авторским работам.

За последние годы все больше прослеживается тенденция к использованию в оружии элементов мелкой пластики, причем, как при изготовлении рукояти и ее элементов, гарды, навершия, так и при отделке ножен. Более того, объектом скульптурного пластического решения становится и экспозиционная доска – и это тоже тенденция, характерная для начала XXI века, (хотя первые эксперименты начали появляться еще в 1998 году) – которая в гарнитуре с клинком и ножнами создает цельную настольную, или настенную композицию. Следует отметить и определенные живописные и графические эффекты, используемые при создании некоторых образцов современного клинкового оружия. Технология Златоустовской гравюры на стали позволяет добиться яркой полихромности в орнаментальных композициях на полотне клинка и его ножнах, что особо выделяет пейзажный орнамент из других видов орнамента. Такие оружейники как, например, Андрей Корешков или Михаил Жерядин, используя технику многоуровнего травления с подгравировкой каждого нового слоя, и разделяя слои по тональности, получают в результате гравюрный эффект. Изготовлять такие изделия могут лишь мастера, наделенные тонким художественным вкусом, иначе существует прямая опасность утратить цельность восприятия всего произведения, потерять значение общей формы того или иного клинка, а тогда и не так важно, собственно, что это за предмет подвергся оформлению. Сам смысл оружия может оказаться утраченным.

Современное декоративно-прикладное искусство шагнуло на принципиально новый этап развития, на котором термин «прикладное» не может быть утраченным, но меняется функциональное назначение, к которому он относится. Если ранее к утилитарной функциональности «прикладывалась» декоративная художественная отделка, то теперь к воплощенному в изделии художественному образу, имеющему основное обще-эстетическое значение, «прикладывается» функция целевого применения, подчиненная общей идее автора. Поэтому, на мой взгляд, современное авторское художественное оружие, насколько бы разнообразными не были творческие новаторские решения в отдельных работах, в целом (общая ситуация по стране) является частью прикладного искусства, или, вернее сказать, самостоятельным, обособленным направлением современного ДПИ.

Таким образом, можно предложить следующее определение. Современное авторское художественное холодное оружие – это вид декоративно-прикладного искусства, стремящийся к самостоятельности, обособленности, начавший свое формирование в последней четверти XX века, в котором изделия принадлежат конкретному автору или творческому коллективу, где основой является художественная идея, авторская концепция мироощущения.

II. 1. Орнамент в клинковом оружии и роль художественного образа.

Орнамент как способ передачи художественной идеи произведения в изобразительном искусстве, в декоративно прикладном и народном творчестве, используется с древнейших времен. Не обошли стороной орнаментальные композиции и такой вид человеческого творчества, как холодное оружие. Причем, следует заметить, что довольно длительное время гравированный на полотне клинка орнамент оставался практически единственной формой украшения оружия. Даже на момент конца XIX века в России для оформления как охотничьего, боевого, так и парадного, наградного короткоклинкового оружия орнамент, в большинстве случаев, оставался доминантой произведения.

Одной из основных задач, стоящих перед современным искусством авторского оружия, является более детальное изучение возможностей и способов подачи орнамента как компоненты художественного произведения.

В зависимости от функционального предназначения клинка, от заложенной в него автором идеи, художественной концепции, разрабатывается и вид декорировки – орнаментальная композиция, которая может быть как стилизованной, так и, в той или иной степени, реалистичной. В оружейном искусстве России, на момент конца XX – начала XXI века довольно сложно определить преимущественное использование какого-либо конкретного вида орнамента. Современными художниками, пожалуй, в равной степени оказываются востребованными растительный, зооморфный, антропоморфный, геральдический, каллиграфический, и другие виды орнамента, которые могут в различных комбинациях сочетаться между собой.

Современные художники-оружейники, обращаясь к пластическому решению зооморфного и антропоморфного образов, преимущественно, используют такие способы его передачи как: 1)Точное отображение внешних анатомических особенностей, подчеркивающих внутренний характер изображаемого объекта. 2)Условное изображение лишь самых характерных черт объекта. 3)Подача образа через пластику изделия в целом, и поддержка его какой-либо характерной деталью, взятого за основу объекта.

Особого внимания на сегодняшний день заслуживает теоретическая и практическая разработка темы геральдического орнамента в парадном, наградном и подарочном короткоклинковом оружии. Проблема заключается в том, что на данный момент в изменившихся социальных, политических государственных условиях России геральдическая система и ее символика обретают новое значение. Однако в оружейном деле, в отличие от времен еще царской России, для декоративного украшения офицерского парадного оружия (кортиков), как наиболее часто подвергающегося художественному оформлению боевого клинка, не выработано строго определенных канонов. Предприятия-производители и самостоятельные художники-оружейники предлагают довольно обширный ассортимент разработок кортиков, в который входят разнообразные по орнаментальному оформлению изделия. Тем не менее, порой необдуманное внедрение в орнаментальную композицию клинка геральдической символики может отрицательным образом сказаться на общесмысловой нагрузке произведения. Следовательно, представляется необходимым выработать определенный набор сюжетных тем, образов, имеющих символическое значение, и, желательно, документально закрепить их право на размещение на тех или иных конструктивных элементах наградного оружия. Это непосредственно тот случай, когда новаторские решения в оружейной орнаментике могут поспособствовать становлению новых традиций.

Воплощение художественного образа, в том числе и посредством орнаментальных композиций, актуально потому, что является по своей сути способом общения между автором-художником и воспринимающим, своеобразной информативной единицей, дающей возможность диалога. Важным моментом здесь является доступность общему пониманию этого языка, его красота, богатство, разнообразность – а это зависит только от самого автора и его творческих способностей. Стремясь выразить собственную концепцию восприятия действительности посредством художественного образа, мастера-оружейники достигают новаторских решений в пластической подаче образов, закладывая в них как смысловое, так и эмоциональное значение. В некоторых произведениях весьма удачно удается подать образ, как символ, знак той или иной эпохи, периода, народа.

Современное художественное холодное оружие является видом искусства, а искусство обращено к людям, гуманно и интернационально. Воплощенный в произведении художественный образ, отнюдь не единственная составляющая компонента произведения искусства, но в современном авторском холодном оружии – это основная определяющая именно его художественности.

Орнамент в холодном оружии является наглядным завершением общей формы изделия, непосредственным выразителем стиля, стилистики исполнения, он, зачастую, подчеркивает целевое назначение клинка. Размещение декоративной орнаментальной композиции на конструктивных элементах ножей и кинжалов, частота ритмов, насыщенность мотивов, во многом определяется традициями оформления, сложившимися в том или ином регионе России, а также стилевыми предпочтениями самого художника. В зависимости от творческой концепции автора, воплощенный в орнаменте художественный образ может оказаться доминантой произведения, в других случаях декор оружия становится подчиненным общему пластическому решению. Одной из основных новаторских тенденций является переход орнаментальной композиции из плоскостного состояния (на голоменях клинка) в формообразующую объемную пластику. Не исключена возможность того, что новое пластическое и композиционное решение орнаментальных ритмов и мотивов сможет оказать влияние и на изменение общей формы клинка, но, равно как и поиски формы в оружии, в свою очередь, могут повлиять на орнаментальную композицию.

II. 2. Современные стилевые поиски.

Современное искусство пока не выработало, не сформировало единого общего большого стиля, существует мнение, что выработать принципиально новый стиль просто невозможно. Однако стилистические поиски и эксперименты в сочетаниях различных стилей постоянно продолжаются во всех областях искусства. Искусство изготовления холодного оружия и его оформления всегда находилось в прямой зависимости от временного промежутка и от преобладающего на этот момент художественного стиля. Довольно часто в истории происходило так, что под воздействием меняющихся социокультурных, экономических и политических условий менялся и стиль искусства, а наряду с этим в прошлое уходил один тип клинка и сменялся другим. Поэтому вполне логично то, что даже на сегодняшний день в стилистиках оформления того или иного типа клинка существуют определенные приоритеты, и даже каноны. Естественно, что с одной стороны современные мастера-оружейники практически не ограничены в выборе наиболее адекватного для их художественного вкуса стиля, могут эклектически сочетать элементы разных направлений, а с другой стороны – должны учитывать соотнесение по времени типологии клинка и возможных вариаций его оформления.

В творческих работах современных оружейников можно отметить тенденцию к некоторым предпочтениям в стилистической подаче в зависимости от целевого предназначения клинка. Так, например, образцы оружия, предназначенного для экспонирования, в которых превалируют ювелирные приемы и функция эстетического восприятия, наиболее часто исполняются авторами в стиле модерн. Настольные композиции, кабинетные ножи, стилеты и кинжалы довольно часто исполняются в готическом, или «ренессансном» стиле, к чему располагает и сама типология этих образцов. Если оружие по типологии оказывается идентичным современному боевому целевому ножу каких-либо спецподразделений, то авторами, вполне закономерно, для их отделки может использоваться стиль «милитари».

Фантазийные по форме клинки, не подходящие под конкретный типологический ряд оружия, преимущественно подаются в трех различных стилистических направлениях. Первый вариант такой подачи основывается на этнических элементах, символах, некоторой намеренной примитивизации, он может отсылать нас к культуре национальных групп, народностей, часто уже не существующих на земле. Другой вариант авторской подачи характеризуется, так называемым, стилем «фэнтези», происходящим из литературы фантастического жанра и кинематографа. Третья группа изделий воплощает аллегорический образ современного техногенного пространства, высокотехнологичных материалов. Образцы холодного оружия такого направления можно условно отнести к стилям конструктивизма, функционализма, или даже к стилю «хай-тек».

В среде оружейников из самых разных городов России оказывается весьма востребованной тематика Востока. Особые предпочтения художников направлены на стилистику оружия Японии, типологию оружия и орнаментику Арабских стран. Наиболее часто исполняют свои изделия в «ориентальном» стиле мастера-оружейники из Москвы. Собственно говоря, в каждом регионе России, где изготовляется художественное холодное оружие, имеются свои стилистические предпочтения, обусловленные определенными сложившимися традициями. Следование современных мастеров этим региональным традициям тоже, в какой-то мере, является стилистической направленностью. Довольно большое количество авторских работ оружейников на сегодняшний день оформляется в славянском, или русском стиле, часто находящемся во взаимодействии с элементами кельтского орнамента.

Многообразие стилей искусства, начиная от самых древних и заканчивая стилями близкими к современности, дает возможность работать в разных стилистических направлениях, открывает перед современными художниками-оружейниками широкий диапазон для творческого поиска. Следует отметить, что на истории развития художественного оружия практически никак не сказались такие стилевые направления как модернизм, кубизм, символизм, импрессионизм, сюрреализм, футуризм, и другие, давшие мировому искусству огромное количество новаторских решений и новое миропонимание. Отдельные работы таких художников-оружейников как Александра Курбатова и Юрия Власова еще не задают общей тенденции по России в целом. По-видимому, эти направления в искусстве современному холодному оружию придется переживать заново, и с большим опозданием. Но, тем не менее, существует определенная возможность, пересматривая эти стили заново, непосредственно применительно к оружию, отыскать нечто новое, не использованное ранее, выйти на формирование концепции современного стиля.

Заключение. «Знай то, чем владеешь».

Завершив материал кандидатской диссертации, пройдя множество доработок и переработок, осуществив предзащиту, я в еще большей мере теперь осознаю, что точку здесь ставить нельзя, да и невозможно! «Я знаю, что я ничего не знаю»… Эта тема, особенно с научной точки зрения еще абсолютно свежа, она как младенец – растишь, кормишь, воспитываешь, и никогда не угадаешь, что же в конечном итоге из этого получится, по какому пути она пойдет. Основной целью моей работы, помимо прочих формальных, была цель хоть немного повысить культурный уровень в этом плане не только обывателей, заинтересованных оружейной тематикой, но и контингент людей, имеющих к науке прямое отношение, однако, рассматривающих современное авторское холодное оружие с обывательской точки зрения (на уровне - «О, ножички! Ну-ка, посмотрим»). Руководствуясь своим, пусть и небольшим, опытом, могу сказать, что первичное мнение о человеке можно сложить даже из того, как он берет или подает нож, каким ножом он пользуется в повседневной жизни, как к нему относится. Делая выводы о человеке, порой поспешные, я редко оказывался неправым в конечном итоге. Истинное оружие воспитывает человека, дисциплинирует и облагораживает его. Также и моя научная работа направлена на это - преодолеть расхожее мнение, обогнуть стереотипы. Помнится, когда я только поступил в аспирантуру с данной темой, прошел первым по рейтингу на единственное бюджетное место, многие мои знакомые задавали вопрос – «А зачем тебе это надо? Чтобы от армейки отмазаться, да». Им и в голову, видимо, не могло прийти, что человеку это может быть просто интересно, для него оружие это сама суть жизненной деятельности – но обывательский стереотип распространяется на всех. Как говорила нам на лекциях преподаватель философии Быстрова Татьяна Юрьевна – «Стереотип нельзя сломать, но его можно обогнуть» - именно это я и предлагаю сделать в тематике Русского авторского художественного холодного оружия. Ну в самом деле, не знаю как у вас, а у меня вызывает прямо-таки умиление, например, твердая убежденность некоторых как бы знающих тему людей, что у правильного клинка (причем у абсолютно любого! Хоть даже и длинномера) баланс будет находиться четко между клинком и рукоятью, по гарде. И получается неважно, на какую работу клинок рассчитан – прямым или обратным хватом, на колющий, или режущий удар. Вот должен он балансировать гардой поперек твоего пальца, и хоть ты тресни! Очень мило… Не меньшее умиление вызывают истории о конкретных заказчиках из уст моего мастера. Один клиент заказал ему нож, чтобы брать с собой в лес, но при этом, в лучших традициях жанра, чтобы он гвозди мог строгать и рубить (называется, слышал звон…). Пришел ты в лес, а там все сосны гвоздями утыканы, и ты их строгаешь-строгаешь, и рубишь-рубишь, а они, подлые все не кончаются! Другой персонаж, качественно исполненный авторский нож, с хорошей закалкой, изволил взять с собой на зимнюю рыбалку, после чего попытался вернуть его с обломленным на пару сантиметров острием изготовителю – дескать, халтура. На вопрос о том, что же он им делал, тот честно признался, что проковыривал лунку во льду… Господа, нож, конечно же, ближайший и надежный подручный инструмент, но не заменитель специального инвентаря! Он должен резать, а уж никак не колоть-строгать-сверлить, для этого есть топор, рубанок и коловорот. Я призываю к культуре не только эстетического восприятия клинкового оружия, но и к культуре его целевого использования. В конечном итоге – знай то, чем владеешь.


Автор: Швецов А.Ю. г.Екатеринбург.

Технолог-конструктор фирмы «Стич-профи».


Комментарии к статье:

Добавить комментарий:

Имя:

E-mail:

Комментарий:

защитный код
Введите код с картинки:

Другие статьи:

Баллистика

Конда в начале лета

Продажа сувенирного оружия в Петербурге оптом и в розницу

Налобники в естественной среде или сравнительный тест налобных фонарей в условиях одной из подмосковных каменоломен.

Снаряжение дробовых патронов

Цифровой тепловизионный прицел Fortuna

Гладкоствольный самозарядный карабин «Сайга-12»

Делаем свой пневматический Макаров поистине смертоносным

Самое универсальное оружие для страйкбола: «gas powered» модели

Классификация сейфов

Как правильно выбрать патронташ?

Снаряжение для практической стрельбы

Коробчатые патронташи для дробового ружья 12 калибра.

Купил оружие – будь готов выстрелить

Тюнинг пневматического оружия.

Оружие для страйкбола: пистолет-пулемет HK MP5K

Оружие страйкбола: штурмовой карабин M15A4 от Classic Army

Медальоны для охотничьих трофеев

Оружие самообороны и иллюзия защищенности

Copyright (c) 2008-2018 GunPortal - оружейный портал.